Необычность восприятия ароматов

Опубликовано 19 августа, 2015 в Блог

О запахах сейчас говорят и пишут довольно много. Это связано с невиданным, по сравнению хотя бы с предыдущим десятилетием,  развитием парфюмерного рынка. Ежегодно парфюмеры дают жизнь не менее сотни  наименований новых парфюмерных композиций. Если раньше выпускался парфюм, он становился событием. Любимыми духами целого поколения. Женщины пользовались им не год, и не два. Подарите сейчас женщине за шестьдесят духи «Мagie Noire», и она не останется равнодушной, с нежной ностальгией вспомнят себя молодой, ведь их аромат очаровывал целые страны. А ведь по правилам сегодняшнего рынка, эти духи не являются модным трендом.

В настоящее время, все выходящие в свет ароматы, и даже те из них, которые не являются шедеврами, имеют сильную рекламную поддержку. Об ароматах сейчас не пишет только ленивый. Возьмите практически любой женский журнал — и вы встретите статью об ароматах или парфюмах, в которой прочитаете примерно следующее: «свежие зеленые композиции, в которых сконцентрированы чистые, звонкие ноты лимона и лайма обрамленные в звучные аккорды аромата свежескошенной травы». Звучит, как музыка. Справедливости ради надо сказать, что в парфюмерии и музыке много общего. Но, представить это великолепие довольно трудно. Наверное, не менее трудно было облачить в речевую форму исходный аромат. Словесных аналогов для ароматов нет. Причем те слова, которые используют для их описания, подходят в равной мере и для вкуса, и для слуха, и для зрения, и даже для описания характера человека: сладкий, резкий, острый, или зеленый, струящийся, теплые, легкие, свежие, прозрачные, пряные, активные, воздушные, сладкие, терпкие, страстные, изысканные, обволакивающие, томные, изящные, таинственные.

Мы говорим «вкусно пахнет» или даем определение, базируясь только на ассоциациях, на некоторых всплывающих в памяти знакомых образах: роща, хвоя, роза, ландыш и пр. Точных слов, которые соответствовали бы запахам, нет. Причина в том, как устроены органы чувств человека.

Органы обоняния теснее связаны с гипоталамусом и лимбической системой, чем зрение и слух, и гораздо слабее — с корой полушарий. То есть, восприятие запахов связано с областью эмоций и очень слабо — с областью логического мышления, а, следовательно, с речью, т.е. с возможностью их описать на уровне сознания. В результате на лицо такое несоответствие: запах распознается мгновенно, он сразу же вызывает ощущение, приятен он или нет, он вызывает к жизни воспоминания и образы, связанные с ним; при этом объяснить, какой же он, практически невозможно.

«Память воскрешает все, кроме запахов, и зато ничто так полно не воскрешает прошлого, как запах, когда-то связанный с ним». В психологии есть такой термин — «flashbulb memory» («память обонятельных луковиц»), свойство знакомых запахов ассоциативно вызывать воспоминания. Несомненно, в процессе эволюции, память на уровне обоняния сложилась, как очень важное звено в системе мгновенного распознавания образов. Вместо сбора информации, анализа полученных данных, логических сопоставлений и моделирования дальнейшего развития событий, при вдыхании различных ароматов мгновенно запускается полученный опыт. Распознается опасность, определяется полезность, появляется влечение или отторжение. Хотя именно из-за этой способности обоняния действовать, минуя сознание, к нему порой относятся, как к животному инстинкту.

Особое значение имеют запахи в общении между мужской и женской половинами человечества. «Быть живой женской плотью и быть женщиной — две вещи разные», — говорил Виктор Гюго. Есть женщины, которые по меркам социума, ничего собой не представляют. Заурядная внешность, средний интеллект, скромные способности, и тем не менее  они необыкновенно привлекательные. От них исходит необычайный магнетизм, они окружены биополем, которое притягивает мужчин, неспособных противостоять их неотразимому обаянию. На современном уровне это называется «сексапильностью», от слова «sex appeal» — то есть сексуальная привлекательность женщины, возбуждающая чувственные эмоции у мужчины. 

Сексапильность женщины — это не синоним ее сексуальности. Сексуальность характеризует потребность в сексе, а сексапильность означает вызывать половое влечение у противоположного пола. Однако оба этих качества могут сочетаться в одной женщине. Сексапильной представительнице прекрасного пола не обязательно быть секс-бомбой; ее лицо и фигура могут быть вполне ординарными. Но от нее исходят какие-то флюиды или биотоки. Порой мужчина даже не способен объяснить, что его привлекает в ней. Таким необычайным магнетизмом обладают немногие женщины. Очень часто женской неотразимости помогают ароматы.

Нет комментариев на “Необычность восприятия ароматов”

Обсуждение закрыто.