История Ароматического искусства

Опубликовано 28 июля, 2015 в Блог

Аромат, от  которого трепещет душа – самая простая и чистая из всех известных нам радостей. Это впечатление мимолетно, невесомо, но все же оно глубоко волнует нас и оставляет странное чувство счастья. Кому не знакомо ощущение блаженства, вызванного прикосновением свежего бриза, или пора, когда природа пробуждается от долгого зимнего сна, окутывает себя дыханием зелени и цветов. 

Природа подарила человеку свежесть цитрусов, истому туберозы, тепло сантала, загадочное спокойствие ладана, чувственность амбры и мускуса. 50 веков усиленных поисков и открытий душистого сырья и способов его получения стимулировали развитие цивилизации.

 Попытки человека сохранить и передать благоухание природы способствовало появлению и развитию парфюмерии. Ее история неразрывно связана с историей человечества.

27

Зарождение искусства парфюмерии скрыто в глубине веков. Некоторые считают, что оно впервые было открыто в Месопотамии, в том месте, где, по преданию, находился земной рай. Другие утверждают, что родина парфюмерного искусства – Аравия, которая долгие века, вплоть до наших дней носит название «страны благовоний».

Можно спорить о правильности этих версий, но в любом случае, очевидно, что, как только человек открыл для себя «сок из дерева мирры, слезу бальзамических сладостных трав», прежде всего он принес их в дар божеству. Само слово «парфюмерия» (per — через, посредством, fumum – дым) свидетельствуют о том, что первые благовония представляли собой сжигавшиеся ароматические смолы и древесину.

Благовонные курения сжигались на алтарях зороастрийцев и конфуцианцев, в храмах Мемфиса и Иерусалима. Греческий элизиум, христианский рай и исламское «седьмое небо» полны, по описаниям, благовонных запахов. Использование благовоний  в античном мире достаточно быстро вышло за рамки исключительно религиозного ритуала.

Способы употребления благовоний адаптировались в частной жизни и стали настоящей необходимостью везде, где появлялась тенденция к более утонченному вкусу и быту.

Искусство парфюмерии, как своеобразная эстафета цивилизации, которую от египтян переняли иудеи, потом ассирийцы, греки, римляне, арабы и, наконец, преодолев хаос варварства и созрев для освоения присущих цивилизации искусств, — современные европейские народы.

Первыми профессиональными парфюмерами можно назвать древнеегипетских жрецов, которые готовили смеси и составы в храмовых мастерских, на каменных стенах которых были высечены рецептуры, с указанием объемных и весовых соотношений компонентов, а также продолжительность процедур, выходы и потери.

Увлечение благовониями возрастало и наивысшей точки достигло в период правления Клеопатры.  Клеопатра, не отличавшаяся традиционной женской красотой, владела магией обольщения, и  не последнюю роль в этом ее таланте сыграло умение обращаться с ароматами. Царица устраивала пиры в залах, пол которых был на локоть засыпан лепестками роз. На  светских торжествах, рабы встречая гостей, умащивали им головы – или, вернее, парики, На шею каждому из гостей надевался венок из лотосов, а пол и столы усыпались разнообразными цветами, аромат которых смешивался с запахами всевозможных курений. Пренебрежительное отношение к аромату собственного тела выглядело, как проявление грубости и варварства.

 29

 Евреи – древнейший из современных народов, долгое время, находясь в рабстве в стране высокой цивилизации, какой был Египет той эпохи, переняли все культурные достижения своих завоевателей. Среди множества искусств, перенесенных ими из Египта в свою страну, было и искусство парфюмерии.

  • «Масть и курение радуют сердце…» — восклицал Соломон. Царица Савская, посещая царя Соломона, преподнесла ему «такие пряности, какие никто до той поры не видел».
  • к благовониям прибегла Юдифь, собираясь проникнуть в шатер к Олоферну, чтобы избавить свой народ от угнетения.

Быт ассирийцев, которому были свойственны роскошь и утонченность, предполагал широкое употребление ароматических средств и косметики. Последний ассирийский царь Сарданапал, будучи, свергнут с престола ворвавшимися в страну завоевателями, избрал для себя смерть, достойную восточного любителя роскоши. Он приказал сложить костер из благовонного дерева, взошел на него вместе со своими женами и сокровищами и задохнулся в облаке ароматного дыма.

Вавилон был одним из важнейших центров торговли ароматическими веществами на древнем Востоке. Геродот сообщает, что в период расцвета Вавилона среди его жителей было принято умащать все тело драгоценными ароматическими маслами и постоянно жечь благовонные курения.

Великий завоеватель Александр Македонский, презиравший предметы роскоши, проведя некоторое время в Азии, стал по-иному относиться к этому благу цивилизации. Атеней сообщает, что Александр имел обыкновение орошать полы редкими духами и приказывал возжигать в своем присутствии благовонное дерево, мирру и другие виды курений.

Очень широко применялись ароматы в  античной Греции:

  • во время жертвоприношений использовали ароматические смолы,
  • широко распространены духи на масляной основе с запахом различных цветов, среди которых на первом месте была роза.

«Неряха» и циник Диоген, хотя ванну считал излишней, говорил: «Когда вы умащиваете духами голову, запах поднимается вверх, и от него получают удовольствие только птицы, я же натираю ими свои нижние части, и запах, поднимаясь, окутывает мое тело и достигает носа». Тех, кто занимался приготовлением благовоний – считали чародеями.

Начав завоевывать греческие колонии на юге Италии, римляне перенимали обычаи захваченных земель, входя во вкус утонченной роскоши.

  • В 454 году сицилиец Менас принес в Рим моду брить бороду и открыл цирюльни. Эту моду подхватили самые блестящие патриции, и вскоре чисто выбритый подбородок и умащенные ароматическим маслом волосы стали обязательным признаком знатного человека.
  • Процесс употребления благовоний достиг таких размеров, что изгнанный Триумвиратом и бежавший в Салерно Луций Флоциус попытался спрятаться, но был выдан запахом своих духов и казнен.
  • А Римский император Отон слыл страстным любителем парфюмерного искусства – даже в военные походы он брал целый арсенал туалетных эссенций.
  • Калигула расточал на приобретение благовоний небывалые средства и нежил свое истощенное излишествами тело в ароматических водах.
  • Страстным любителем ароматов был также Нерон. В его раззолоченном дворце в пиршественном зале под облицовкой из слоновой кости были спрятаны серебряные трубы, из которых на гостей обрушивался дождь благовонных эссенций.

 

В Византии при дворе императора мастерство парфюмерии ценилось ничуть не меньше, чем при римском императорском дворе, так как в распоряжении византийцев находились все благовонные сокровища Востока.

Особую страсть к благовониям питали и  питают жители Востока. Пророк Магомет говорил, что из всех вещей в мире больше всего радуют его сердце дети, женщины и благовония. А в священной книге мусульман – Коране написано: «Аромат – пища, пробуждающая душу».

Хотя мусульманская религия, расколовшая Восточную римскую империю, сдерживала развитие изобразительного искусства, однако не создавала препятствий на пути научных исследований  и многими ценными открытиями в области науки мы обязаны арабам.

Авиценна, знаменитый целитель Х века, открыл способ выделять из цветов и растений их ароматические и целебные элементы с помощью дистилляции, таким образом, нашел способ длительного сохранения летучего аромата и сделал его устойчивым. Именно ему выделить ценную жидкость, известную под названием «розовая вода».

При строительстве мечети Зобаидов под Таурисом в приготовленной извести было растворено большое количество мускуса и, благодаря тому, что мускус является самым стойким из всех благовоний, до сих пор стены мечети испускают сильный аромат.

Особое место в арома истории занимают высокоразвитые цивилизации Дальнего Востока, существовавшие долгие века. Здесь шел свой ход истории, здесь были не столь заметны перемены от столетия к столетию и почти не ощутим прогресс.

Немногие страны мира могут сравниться с Индией в богатстве и многообразии цветов и растений. По легенде именно Индия подарила человечеству «Розовое масло». Однажды, восточный владыка, ожидая приезда царственных гостей, отдал распоряжение облачить в праздничное убранство свой дворец, а также прилегающие к дворцу территории. Поскольку правитель был не женат, всеми приготовлениями руководила его мать. Когда дворец и все территории были убраны и приведены в порядок, она распорядилась осыпать все залы дворца, территории вокруг него и даже дворцовый пруд лепестками роз, при этом под страхом смертной казни, строго настрого запретив любые передвижения до приезда гостей, дабы не нарушить красоты. Наутро, когда царственная мамаша решила проинспектировать территории, увидев, что на поверхности пруда плавают жирные пятна, она пришла в ярость и распорядилась найти и строго наказать виновника. Но, восточная мудрость взяла верх над эмоциями, и чтобы определить виновника, царица приказала слугам собрать маслянистую жидкость с поверхности пруда. Каково же было удивление, и восторг когда стало понятно, что это лепестки «Царицы цветов», проведя ночь в пруду, отдали  воде свой изысканный аромат. Приняв ванну и умастив свое тело драгоценной жидкостью, царица-мать произвела фурор, все гости были в восторге от роскошного аромата, исходившего от нее, а царь приказал найти способ приготовления, чтобы специально производить эту драгоценную эссенцию.

Вторым «фаворитом» среди душистых растений был жасмин, который индийские поэты называли «лунным светом в рощах». Из всех цветов путем дистилляции изготавливали ароматические эссенции. Излюбленными запахами индийцев являются мускус, сивет, амбра, ветивер, пачули, санталовое дерево.

Немалую лепту в мировую ароматическую историю внесли китайцы, где ароматическими веществами пользовались с глубокой древности. Любимым запахом китайцев является мускус, санталовое дерево, пачули, гвоздика, корица, камфара.

В XI веке, благодаря крестовым походам, отзвуки ароматической культуры востока донеслись до территории современной Европы. После крестовых походов сфера употребления благовоний заметно расширилась. Отважные рыцари привозили из походов своим дамам знаменитые восточные духи, цветочное мыло, розовую воду, пряности. Мускус был впервые «открыт» для европейцев в подробном описании Марко Поло.

В XIV веке в Европе впервые появись духи на спиртовой основе знаменитая «венгерская вода» или «Вода королевы Венгрии», содержащая эфирное масло розмарина (1370 г.). А в XV веке в Европе было полностью освоено производство спирта, с появлением которого парфюмерия поднялась на другую ступень развития.

Если условно принять, что потребление парфюмерно-косметической продукции является критерием цивилизованности человеческого общества, то Европе XV века осталось сделать лишь один шаг, чтобы не только догнать, но и опередить страны сказочного Востока.

В XIVXV вв. Республика Венеция держала в руках всю торговлю с Востоком. Богатые дамы стали все больше применять благовония и косметику. Все изменили Великие географические открытия. Португальцы взяли в свои руки торговлю со странами Востока по южным морям. Италия вместе с Венецианской республикой стала превращаться в европейское захолустье. Торговцы, мастера, в том числе и парфюмеры, стали бежать в другие европейские страны.

Прибыв во Францию для бракосочетания с королем Генрихом II, Екатерина Медичи привезла с собой флорентинца Рене, весьма искусного в составлении духов. Он основал в Париже знаменитую парфюмерную лавку у «Моста менял», которая привлекала французских дворян сильными запахами, стала местом встречи модных кавалеров и дам, и с этого момента парфюмерная продукция сделалась во Франции предметом повседневного потребления.

Во Франции парфюмеры-ремесленники существовали с XII века, но в те времена парфюмерию использовали для ароматизации кожи, из-за плохой выделки у кожи был неприятный запах и чтобы его устранить, изделия ароматизировали. В XV веке в кожаной отрасли произошел кризис и произошло разделение перчаточников и парфюмеров. Французские короли всячески поощряли развитие парфюмерии. В 1614 г. сословие парфюмеров получило официальное признание.  Чтобы стать мастером-парфюмером, необходимо было прослужить четыре года учеником и три года подмастерьем, это доказывает, что ремесло парфюмера считалось достаточно важным. Употребление парфюмерии достигло колоссальных размеров. Дамы злоупотребляли «всевозможными духами, туалетными водами, цибетином, мускусом, амброй и другими ценными благовониям, надушивая свои платья, белье и само тело».

Фаворитка Людовика XV мадам де Помпадур обожала сильные запахи. Портьеры ее будуара после смерти почти 20 лет сохраняли запах мускуса. Сменившая ее мадам Дюбарри предпочитала легкие цветочные ароматы и сделала модными одеколоны.

Первый настоящий одеколон (“eau de Cologne” – по-французски «кельнская вода») выпустил в Кельне уроженец Милана Иоганн Мария Фарина. В конце XVIII века в Кельне, на фабрике Вильгельма Мюленса, был создан одеколон «№ 4711», завоевавший всемирную известность. Этот одеколон нравился Наполеону Бонапарту, который постоянно возил его с собой, покупал до 60 флаконов в месяц.

Империя поощряла широкое применение парфюмерной продукции. Наполеон и его окружение сами стали ее крупными потребителями. Жозефину называли «сходящей с ума по мускусу». Ее туалетная комната была настолько пропитана  ароматами мускуса, сивета, ванили и амбры, что даже после того, как она покинула этот мир, семьдесят лет спустя этот запах еще чувствовался в ее будуаре. Именно во времена Наполеона парфюмерия обрела формулу схожую с современной. ПАРФЮМЕРИЯ —  это ароматическая композиция,  состоящая их компонентов растительного и животного происхождения с добавлением синтетических продуктов, созданная на основе спирта, разбавленного водой или базового растительного масла.

С реставрацией пришел более спокойный период в мире ароматов. Стали ценить мягкие  и цветочные запахи в ущерб животным ароматам. Вторая Империя и императрица Евгения привили вкус к пьянящим духам на основе пачули. Поставщиком «ее величества императрицы Евгении» был юный Пьер-Франсуа Паскаль Герлен.

В Англии парфюмерия вошла в повседневное употребление только во времена королевы Елизаветы в XVI веке. Ее рабочий кабинет был полон запахов. Ароматизировались мебель, одежда, обои. Вскоре, однако, победил протестантизм и почти до конца правления королевы Виктории (1819-1901г.г.) в Англии сильные запахи считались неприличными.

В XVII веке на юге Франции возник новый центр парфюмерии – город Грасс.

В конце XVIII-началеXIX века вместо парфюмерных лавок возникли небольшие парфюмерные предприятия: фирмы Любена, Убигана, Герлена и др.

Успехи органической химии конца XIX века сделали возможным получение душистых веществ химическим путем, что позволило расширить палитру парфюмеров, появились новые пахучие вещества с оригинальными ароматами. Парфюмеры могли дать волю своему воображению и создавать сочетания запахов, не существующих в природе.

Так родилась новая профессия парфюмера, которая познала всю славу в XX веке и открыла парфюмерии различные пути в выборе творческого стиля. Несколько тысяч  лет человечество окружает себя ароматным облаком и, только в XX веке парфюмерная промышленность приобрела гигантский размах.

Оглядываясь на тысячи лет назад, в глубину веков, подводя итоги краткого исторического экскурса, можно сказать, что испокон веков люди стремились изменить тело, которое дано от природы, старались украсить его и преобразить самыми разными способами и главным помощником в этом были ароматы.

Применение парфюмов – это облачение в ароматическую ауру и эстетическое преображение естественного запаха человека. Так же, как и одежда, запахи следуют за нашим быстро меняющимся миром.

Очень часто духи сравнивают с одеждой, но это – одежда для души.

 

Нет комментариев на “История Ароматического искусства”

Обсуждение закрыто.